Необходимость санитарного просвещения населения о проблеме аутизма

2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, который установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года. Цель этой даты – подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающим неизлечимым заболеванием, и повышать уровень их жизни.

Аутизм – это  расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. По данным органов здравоохранения США, расстройства аутистического спектра встречаются у одного из 68 детей в мире. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает, что ежегодно число детей с аутизмом увеличивается на 13%. По данным ВОЗ, в мире насчитывается около 67 млн людей с аутизмом. С каждым годом число людей с аутизмом возрастает более чем вдвое. Причины аутизма чётко не определены, однако среди них выделяют такие как: органическое поражение мозга, нарушения общения матери с ребёнком, её отчуждённость, эмоциональная холодность. Заболевание, может быть генетически обусловлено, но его развитие происходит при помощи дополнительных вредных воздействий, например, родовой травмы, асфиксии и других нарушений, при беременности и родах.

У некоторых детей симптомы аутизма можно обнаружить уже в младенчестве. Чаще всего аутизм проявляется к трем годам. Признаки аутизма могут изменяться в зависимости от уровня развития ребенка и возраста. Поведенческие характеристики, которые могут наблюдаться при синдроме аутизма:

1. Нарушение развития неречевой и речевой коммуникации:

— отсутствие мимики и жестов. Может отсутствовать и речь;

— ребенок никогда не улыбается собеседнику, не смотрит ему в глаза;

— речь нормальная, но беседовать с другими ребенок не может;

— речь ненормальная по содержанию и форме, то есть ребенок повторяет услышанные где-то фразы, которые не относятся к данной ситуации;

— речь ненормальная фонетически (проблемы с интонацией, ритмом, монотонность).

2. Нарушение развития социальных навыков.

— дети не желают общаться и дружить с ровесниками;

— игнорирование чувства и существование других людей (даже родителей);

— не делятся с близкими своими проблемами, так как не видят в этом необходимости;

— никогда не подражают ни мимике, ни жестам других людей или повторяют эти действия неосознанно, никак не связывая их с ситуацией.

3. Нарушено развитие воображения, что приводит к ограниченному кругу интересов.

— неестественное, нервное, отчужденное поведение;

— ребенок-аутист проявляет истерики при изменении окружающей обстановки;

— ребенок-аутист отдает предпочтение уединению, играм с самим собой;

— отсутствует воображение и интерес к воображаемым событиям;

— тяготит к определенному предмету и испытывает навязчивое желание постоянно держать его в руках;

— испытывает требование точно повторять одни и те же действия;

— концентрирует свое внимание на чем-то одном.

Необходимо обратиться к врачу, если у ребенка начали проявляться следующие особенности: ребенок не отзывается, когда его зовут по имени; не может объяснить, чего он хочет; испытывает задержку темпов речевого развития; не следует никаким указаниям взрослых; периодически появляются нарушения слуха; не понимает, как играть с той или иной игрушкой; плохо устанавливает визуальный контакт; не улыбается другим; не лепечет и не «гулит» в возрасте 12 месяцев; не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных или других движений в возрасте 12 месяцев; не говорит отдельные слова в 16 месяцев; не произносит фразы из двух слов в 24 месяца; наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте. Создается ощущение, что ребенок живет в своем собственном отдельном мире.

При аутизме очень важна ранняя диагностика и помощь ребенку. Аутизм на сегодняшний день не излечим. Однако чем раньше начнутся коррекционные мероприятия, тем больше шансов, что ребенок сможет благополучно адаптироваться в современном мире. Основные цели терапии – это  снижение напряжения в семье, ассоциирующегося с аутизмом, повышение качества жизни и функциональной независимости аутиста. Терапия подбирается индивидуально. Используются методики психосоциальной помощи: программы интенсивного, длительного специального образования и поведенческой терапии, помогают ребёнку в освоении навыков самопомощи, общения, поспособствовать обретению рабочих навыков и повышают уровень функционирования, снижают тяжесть симптомов и неадаптивного поведения. Используется структурированное обучение, логопедическая терапия, обучение социальным навыкам, трудотерапия. Неотъемлемой составляющей является семейное консультирование и семейная психотерапия.

Медицинские учреждения Республики примут активное участие в проведении мероприятий в рамках Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма. В лечебно-профилактических учреждениях будут проведены беседы с населением о проблеме аутизма, вопросах характерных признаков этого заболевания, с целью раннего его выявления и оказания необходимой помощи. На предприятиях и учреждениях запланированы тематические лекции и беседы медицинских работников. В поликлиниках и стационарах выпустят  тематические санитарные бюллетени. Врачи подготовят публикации о проблеме аутизма, а также выступления на радио и телевидении.

 

Луганский Республиканский центр здоровья

Download Premium Magento Themes Free | download premium wordpress themes free | giay nam dep | giay luoi nam | giay nam cong so | giay cao got nu | giay the thao nu